Развитие института авторского права в гражданском праве Беларуси

источники на 2011 год

Авторское право на территории Республики Беларусь охранялось с XIX века законами Российской империи, а затем – законодательствами СССР и БССР. [10, c. 57]

В России первый закон об авторском праве был принят в первой половине XIX века. Столь позднее появление авторского права имело объективные причины в виде особенностей политического устройства Российской империи. Вплоть до конца XVIII века книгоиздание фактически являлось государственной монополией. Екатерина II своим указом 1771 г. установила: «На русском языке никаких книг не печатать, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в их доходах подрыву не было». Только в 1801 г. император Александр I разрешил открытие частных типографий. Однако вплоть до середины XIX века их количество и объем издаваемых книг были столь незначительными, что государственные издательства занимали доминирующее положение. Однако само появление частных типографий, а также существующее в среде литераторов недовольство своим положением, привели к тому, что в утвержденный 22 апреля 1828 г. Устав о цензуре была включена глава, названная «О сочинителях и издателях книг», который и стал первым российским законом об авторском праве. Статья о сочинителях гласила: «Каждый сочинитель и переводчик книги имеет исключительное право пользоваться во всю свою жизнь своим изданием и  продажею по своему усмотрению, как имуществом благоприобретенным. Законные наследники сочинителя пользуются также исключительным правом издания и продажи его произведений, если Сочинитель никому не завещал оных в продолжении 25 лет со дня его смерти. По истечении 25 лет со дня смерти Сочинителя его творение, кому бы оно дотоле не принадлежало, становятся собственностью публики и всяк может печатать и продавать оные беспрепятственно. Но до истечения сего срока никто не смеет нарушать прав Сочинителя и без его воли или его наследников… издавать сочинения».

В 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, которое существенно дополнило правила 1828 года – в число охраняемых произведений были включены журнальные публикации, письма и т.п. [4, c. 13-14]

Дальнейший период характеризуется развитием правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере вообще и расширением числа признаваемых законом авторских правомочий в частности. Так, в XIX веке в указанные выше законодательные акты вносится целый ряд соответствующих изменений и дополнений.

Согласно им, например, в 1845 и 1848 годах было признано право авторов на музыкальные и художественные произведения.

В 1875 году срок охраны произведения после смерти автора увеличился до 50 лет.

Новеллой российского авторского законодательства явилась охрана прав авторов произведений, произнесенных публично, то есть выраженных в устной форме. К числу таких произведений по законодательству относились лекции, проповеди, речи, рефераты. В качестве их охраны был установлен запрет самовольной перепечатки подобных произведений. При этом значение имели такие обстоятельства, как: место и время произнесения произведения в устной форме, присутствие при этом значительного числа людей. Помимо перечисленных разновидностей произведений в устной форме к их числу предлагалось отнести также отчеты судебных заседаний. Однако подобные предложения носили дискуссионный характер и не были реализованы в российском законодательстве.

В 1877 году во время законодательной реформы с учетом значимости института авторского права нормы Цензурного устава и Положения о правах сочинителей, переводчиков и издателей были включены в кодифицированный нормативный акт – Законы Гражданские (т. X ч. I Свода законов Российской Империи) в виде приложения к ст. 420, содержащей общую характеристику права собственности. [1, c.31-32]

Для создания представления об авторском праве того времени, мы проведем анализ основных положений, закрепленных в приложении к ст. 420 Законов Гражданских т. X ч. I Свода законов Российской Империи.

В приложении к ст. 420 было определено содержание авторского права, «собственностью литературной и художественной называется право собственности на произведения литературы и художеств, принадлежащее самим авторам сих произведений, их наследникам, и лицам, коим она передана теми или другими».

Продолжительность срока литературной монополии составляла период жизни автора, а для наследников в течение 50 лет со дня смерти автора; общества, издающие книги или иные произведения науки и словесности, пользовались исключительным правом собственности на эти произведения, если автором это право было предоставлено, также в продолжение 50 лет. Авторским правом пользовались издатели, впервые опубликовавшие народные песни, пословицы, сказки и повести из древних рукописей.

Частные записки и другие бумаги, не предназначавшиеся в свет, могли издаваться только их автором или его наследниками.

Авторское право не подлежало гражданским взысканиям, без согласия автора или его наследников. Авторское право могло быть продано с публичного торга только тогда, когда оно отчуждено книгопродавцу и только за долги книгопродавца.

Автор и его наследники имели право сделать новое издание книги по истечении пяти лет со дня предыдущего издания, если не было противных тому предварительных условий с прежним издателем.

Публикуя свое произведение или его перевод в журнале или ином собрании, автор не лишался права напечатать данное произведение отдельно.

До истечения срока авторской монополии, никто не был в праве без воли автора или его наследников перепечатывать его произведение, хотя бы с присоединением перевода на другом языке, или с примечаниями.

Контрафакцией считалось также опубликование без согласия автора произнесенной или прочитанной им публично речи или иного сочинения. [9, c.18-20]

Интересно, что сам автор В.К. Стукалич в своей монографии «Авторское право» 1896 г., характеризует продолжительность срока литературной монополии как «отрицательную черту русского закона» <1>; мотивируя это следующим: известно, как нередко у гениальных и талантливых является совершенно чуждое им по духу, стремлениям и способностям потомство: Потемкины, Суворовы, Щепкины, Ломоносовы, Белинские – не имеют преемников из своих наследников. Ставить судьбу драгоценных для истории рукописей в зависимость от произвола недостойных своих отцов потомков, — не значит ли это идти в разрез с самыми живыми и насущными потребностями общества, нуждающегося в своевременном широком освещении своего прошлого.

<1> Стукалич В.К. (1858-1918) Авторское право. – Витебск : Губ. тип., 1896. – С. 18

Приведение подобных доводов осуществлялось неоднократно, однако отмечает С.А. Судариков, «…лоббирование интересов наследников никогда не прекращалось и продолжается до сих пор». <2>

<2> Судариков, С.А. Комментарий к закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / С.А. Судариков. – Мн.: ООО «Амалфея», 2000. – С. 292.

Мы видим, что в настоящем, данный период продолжительностью 50 лет, находит правовое закрепление во многих государствах земного шара, что примкнули к международным договорам и конвенциям. Согласно ст.7 (6) Бернской конвенции Странам Союза предоставляется право установить срок охраны, превышающий данный срок. В соответствии со ст. 1 Директивы Европейского Совета «О согласовании сроков защиты авторских и смежных прав» права автора литературного или художественного произведения, подпадающие под статью 2 Бернской конвенции, продолжаются в течение жизни автора и на протяжении 70 лет после его смерти, независимо от даты, когда произведение, согласно закону, было опубликовано. [6] Аналогичный срок охраны предусмотрен ст. 23 Модельного Закона «Об авторском праве и смежных правах»,  принятого на 26 пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. [5] Многие страны, в том числе Российская Федерация, Украина уже установили 70 летний срок охраны.

На современном этапе, в проекте концепции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», в целях повышения уровня охраны прав авторов на территории нашей страны, а также для обеспечения адекватной охраны прав белорусских авторов за рубежом целесообразно предлагается увеличить срок охраны имущественных прав авторов с 50 до 70 лет после смерти автора. [8]

Что же касается точки зрения В.К. Стукалича о недостойности наследников своих великих отцов, можно и согласиться; однако, по мнению автора, изначально требует решения вопрос установления такого ограничительного срока вообще, в смысле права кого-либо становиться обладателем творения автора без его на то воли. Т.е. либо автор, в том случае если он считает наследников по закону недостойными, определяет судьбу своего интеллектуального труда в завещании, либо судьба творения решается в порядке гражданского законодательства о наследовании по закону.

Известно, что многие художники при жизни не пользовались спросом общественности на свои результаты творческой деятельности, не исключено, что эти в настоящем шедевры и не признавались таковыми, например, известный всему миру в настоящем художник Винсент Виллем Ван Гог (30.03.1853 – 29.07.1890), при жизни продал только одну из своих картин, однако спустя много лет завоевал признание всего мира, его картины признаются шедеврами изобразительного искусства, мало того, оценка его творений в денежном эквиваленте не по карману даже достаточно обеспеченным, по меркам своего региона, гражданам мира сего; при своей жизни писатель М.А. Булгаков, был признан антиобщественным элементом, подрывающим политические устои общества советского союза и его литературные произведения, были запрещены для всеобщего доведения, однако, спустя время, его книги стали пользоваться популярностью и спросом. Соответственно, ни сам автор, так и его наследники не имели возможности получать какое-либо имущественное поощрение. Спустя время, большее, чем предоставляемый срок охраны авторского права, появился спрос, в силу новых воззрений в сфере культуры человека, изменения иных ранее признаваемых отрицательно влияющими на сознание человека обстоятельств; однако, все возможные имущественные выгоды упущены.

Учитывая вышеизложенное и то обстоятельство, что авторское право охраняет только форму выражения идей, а не саму идею и заключается в предотвращении только несанкционированного использования выражений формю[7], охрана, по мнению автора, может быть бессрочной.

XIX век характеризуется еще и тем, что Россия стала принимать участие в международной правовой деятельности в сфере охраны авторских прав; было положено начало сотрудничеству с иностранными государствами в обозначенной сфере. Так, первой литературной конвенцией, заключенной Россией с иностранными государствами, стала двусторонняя конвенция с Францией «О литературной и художественной собственности» от 6 апреля 1861 года. Аналогичная двусторонняя конвенция была заключена в тот же период времени с Бельгией. Хотя в правоприменительной деятельности значение указанных конвенций было невелико и они практически не применялись, вместе с тем их принятие показало прогрессивную позицию России в деле международной охраны авторских прав, положило начало участия ее в международном сотрудничестве в данной сфере общественных отношений. [1, c.32-33]

20 марта 1911 года в Российской империи было принято «Положение об авторском праве», созданное в результате продолжительной работы ведущих российских юристов. Положение 1911 года было создано на основе лучших образцов западноевропейского законодательства того времени, однако имело и свои отличительные особенности. Содержание авторского права определялось с положительной и отрицательной сторон: за автором признавалось исключительное право использования и распоряжения своим произведением и этому праву соответствовала возложенная на других лиц обязанность воздерживаться от нарушения авторских прав. Положение не ограничивало авторское право в обороте и как любое другое имущественное право оно могло переходить от одного лица к другому, всеми законными способами приобретения и отчуждения прав. В ст. 8 Положения было предусмотрено, что договор об отчуждении авторского права, об уступке права на издание или о предоставлении права перевода, публичного исполнения произведения или какого-либо иного из принадлежащих автору прав другому лицу должен быть изложен на письме. [3]

В начале XX века Россия заключила ряд соглашений со странами Европы об охране авторских прав. Это были двусторонние конвенции: с Францией от 10 апреля 1912 года (сроком на 3 года), с Германией от 1 августа 1913 года (сроком на 5 лет), с Бельгией от 17 января 1915 года и Данией (1915 г.). Одни из указанных международных соглашений прекратили свое действие вследствие истечения установленного в них срока действия и в силу сложившейся политической ситуации пролонгированы не были; другие – аннулированы советским государством как законодательные акты царского правительства. [1, c. 32-33]

После крушения Российской империи правоотношения в сфере авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета народных комиссаров, которые ограничили права авторов. В соответствии с декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 года любое произведение могло быть признано достоянием республики. На основании декрета «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» в 1919 году были признаны достоянием РСФСР произведения 17 русских авторов.

Закон «Об авторском праве» 1928 года просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик были приняты в 1961 году, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 года Гражданский кодекс СССР, который был введен в действие на территории Белоруссии с 1 октября 1964 года. В Основы и Гражданский кодекс были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 года СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательство в соответствие с положениями настоящей конвенции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1974 года в Основы гражданского законодательства СССР и гражданские кодексы союзных республик были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права, вместо 15 лет предусматривалось 25 лет после смерти автора.

С 3 августа 1992 г. на территории Беларуси были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, в соответствии с положениями раздела IV был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены, содержащиеся в предыдущем законодательстве, многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории Беларуси недолго, всего один год, 3 августа 1996 года он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах», который действует по сей день. [12, c. 58-60]

Вступление в силу этого Закона позволило Республике Беларусь присоединиться к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений – фундаментальному международному соглашению в области авторского права. Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» 1996 года в основном соответствовал международным соглашениям в области авторского права и смежных прав, но эти соглашения содержали нормы 25-35 летней давности.

Новые международные нормы авторского права были выработаны на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая 20 декабря 1996 года приняла международный договор – Договор ВОИС по авторскому праву. Эти новые международные нормы предназначались прежде всего для обеспечения прав на объекты авторского права, находящиеся в цифровой среде, прежде всего в сети Интернет. Поскольку Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» 1996 года создавался на основе старых норм авторского права, актуальной стала его гармонизация с новыми международными нормами. В этой связи возникла необходимость внесения изменений и дополнений в действовавший Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» прежде всего для приведения его в соответствие с международными конвенциями, договорами и соглашениями, в которых Республика Беларусь участвовала и которые подписала и намерена выполнять.

В очень сжатые сроки был подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в конце 1997 года был направлен в установленном порядке в Национальное Собрание Республики Беларусь. Закон был единогласно принят в двух чтениях Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь, одобрен Советом Республики, подписан 11 августа 1998 года Президентом Республики Беларусь и после опубликования 19 августа 1998 года вступил в силу.

Окончательное содержание новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» сформировалось в результате включения в законопроект только тех предложений Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, которые не противоречили международным нормам.

Большую помощь в подготовке законопроекта оказала Всемирная организация интеллектуальной собственности, которая провела экспертизу действовавшего ранее закона об авторском праве и смежных правах, а также законопроекта, представленного в Национальное собрание Республики Беларусь. Всемирная организация интеллектуальной собственности сочла законопроект соответствующим новым международным нормам авторского права и смежных прав и предложила внести некоторые редакционные изменения в текст законопроекта. [10, c. 3-4]

Законопроект был разработан прежде всего для учета:

  • положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений;
  • норм Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам;
  • требований Соглашения о торговых аспектах прав на объекты интеллектуальной собственности Всемирной торговой организации.

Приведение национального законодательства в области авторского права и смежных прав в соответствии с международными нормами позволяло:

  • повысить международный авторитет государства;
  • обеспечить права человека на результаты интеллектуальной деятельности;
  • улучшить охрану прав на интеллектуальную собственность при балансе интересов правообладателей и государства;
  • создать условия для сохранения, поддержания и расцвета национальной культуры, преумножения интеллектуального потенциала, всей интеллектуальной сферы;
  • обеспечить доступ к мировым информационным ресурсам;
  • повысить экономическую безопасность государства. [11, c. 57-58]

Новая редакция Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» является первым законом в странах СНГ, который включил в себя новые нормы авторского права и смежных прав, сформулированные в Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность Всемирной торговой организации (Соглашение ТРИПС), Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам. Следует признать, что лишь несколько стран в мире смогли привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами авторского права и смежных прав, сформулированными в новых договорах Всемирной организации интеллектуальной собственности. К примеру, США сумели это сделать после вступления в силу Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». [10, c. 5]

Очень важным явилось включение в законодательство об авторском праве положений Конституции Республики Беларусь, имеющих отношение как к общим правовым принципам, так и к интеллектуальной собственности в целом. Конституция заявляет, что «интеллектуальная собственность охраняется законом» (ст.51). Положения Конституции о том, что «закон не имеет обратной силы» (ст.104), важно для нормального функционирования системы авторского права.

Принцип обратной силы или принцип ретроактивной охраны признается в Законе «О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений». Дело в том, что Бернская конвенция среди основных принципов охраны авторского права содержит принцип ретроактивной охраны, в соответствии с которым при присоединении государства к Бернской конвенции правовая охрана распространяется на все произведения, на которые в стране происхождения произведения не истек срок охраны авторского права (ст. 18 Бернской конвенции). Следует особо подчеркнуть, что принцип ретроактивной охраны не противоречит конституционным нормам.

Учитывая современную практику и рекомендации Всемирной организации интеллектуальной собственности, Республика Беларусь присоединилась к Бернской конвенции с обратной силой. 10 сентября 1997 года делегация Республики Беларусь вручила Акт Президента Республики Беларусь о присоединении к Бернской конвенции Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности. В соответствии с Бернской конвенцией страна становится членом Бернского Союза через три месяца после уведомления Генеральным директором членов Бернского Союза о сдаче на хранение акта о присоединении (п.2, ст.28). Уведомление Генерального директора было сделано 12 сентября. Таким образом, с 12 декабря 1997 года Республика Беларусь является полноправным членом Бернского Союза.

Помимо указанных выше законов к сфере авторского права относятся Законы Республики Беларусь «О ратификации Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву» от 10 июня 1998 года, а также указы Президента Республики Беларусь «О присоединении к Договору ВОИС Республики Беларусь» от 17 ноября 1997 года. Акт Президента Республики Беларусь о ратификации Договора ВОИС был вручен Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности 15 июля 1997 года. Республика Беларусь стала второй страной мира, которая ратифицировала эти Договоры.

Необходимо также отметить постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых произведений литературы и искусства».

Гражданский кодекс Республики Беларусь является частью гражданского законодательства и в этой связи очень важна его с связь с Законом «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с международной практикой Гражданский кодекс должен содержать только общие положения, а детальное регулирование должны обеспечивать специальные законы.

В Беларуси с 1 июля 1999 года действует Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года, который в разделе V «Интеллектуальная собственность» содержит одну главу, посвященную общим положениям (гл.60), и одну главу, посвященную авторскому праву (гл.61).

Один из основных разработчиков Гражданского кодекса Республики Беларусь В.Ф. Чигир отмечает в отношении главы 61 «Авторское право и смежные права», что «включение всех правил об этих правах в Гражданский кодекс повлекло бы неоправданную диспропорцию этой главы по сравнению с другими главами». Далее он пишет, что «детальное регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, исполнениями, фонограммами и передачами организаций эфирного и кабельного вещания, осуществляется законом об авторском праве и смежных правах и другими актами законодательства». В случае расхождения норм Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и Гражданского кодекса Республики Беларусь должны действовать положения Гражданского кодекса Республики Беларусь (п.2 ст. 3). [11, c. 59-62]

Процесс эволюции государственной системы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь, с момента обретения независимости, можно представить в следующем хронологическом порядке.

В 1992 году при Совете Министров Республики Беларусь создано Государственное патентное ведомство и Управление по авторским и смежным правам.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 года № 66 охрану прав на объекты интеллектуальной собственности обеспечивает Национальный центр интеллектуальной собственности, действующий на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2004 года № 641.

1995-2007 гг. — в Минске при поддержке ВОИС проведено по различным аспектам интеллектуальной собственности 11 международных семинаров;

16 мая 1996 года принят Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»;

в 1998 году вышел в свет первый номер журнала «Интеллектуальная собственность в Беларуси»;

11 декабря 2000 года подписана Программа сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ВОИС;

23 апреля 2001 года подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики об охране прав интеллектуальной собственности;

24 сентября 2001 года Белгоспатент преобразован в Государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» (далее — Центр) в структуре Комитета по науке при Совете Министров Республики Беларусь;

7 августа 2002 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;

10-11 июня 2003 года Республику Беларусь посетил Генеральный директор ВОИС д-р Камил Идрис;

12 февраля 2004 года Указом Президента Республики Беларусь от № 66 Центр подчинен Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь;

11 июня 2004 года в структуре Центра создан Учебный центр интеллектуальной собственности;

июнь-октябрь 2004 года — проведено упорядочивание деятельности Республиканского унитарного предприятия интеллектуальной собственности и на его базе создано Белорусское авторское общество;

23 ноября 2004 года подписан Протокол о сотрудничестве между Всемирной организацией интеллектуальной собственности и Национальным центром интеллектуальной собственности Республики Беларусь по вопросам подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности;

29 июля 2005 года образован Межведомственный научно-методический совет по вопросам образования в сфере интеллектуальной собственности;

24 мая 2006 года подписан Договор об оказании услуг по обучению между Российским государственным институтом интеллектуальной собственности и Национальным центром интеллектуальной собственности;

31 января – 1 февраля 2007 года состоялся визит Генерального директора ВОИС доктора Камила Идриса в Республику Беларусь;

январь – май 2007 года – осуществлена процедура присоединения к Центру РУП «Белорусское авторское общество».

13 февраля 2007 года журнал «Интеллектуальная собственность в Беларуси» внесен в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований по вопросам экономики и права интеллектуальной собственности;

10 октября 2007 года Центром выдано первое свидетельство о регистрации компьютерной программы;

21 ноября 2007 года Правительством утверждена Государственная программа по охране интеллектуальной собственности на 2008 — 2010 годы. [2]

За годы, минувшие с момента приобретения суверенитета, в Беларуси практически «с нуля» создана система охраны интеллектуальной собственности, включающая нормативные акты разного уровня, такие как Конституция Республики Беларусь; кодексы Республики Беларусь – Гражданский, Уголовный, Таможенный, Инвестиционный, Указы и Декреты Президента; законы, включающие важные положения, имеющие отношение к интеллектуальной деятельности и ее результатам; законы по охране различных объектов интеллектуальной собственности; постановления Совета Министров, министерств и ведомств Республики Беларусь; другие нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны. [13, c. 116-117]

Список использованных источников

  1. Артамонова, А.Е. Охрана авторских прав по международному частному праву и российскому гражданскому законодательству: Сравнительно-правовой анализ: дис…канд. юр. наук: 12.00.03 / А.Е. Артамонова. – Город, 2003. – 155 л.
  2. История формирования государственной охраны интеллектуальной собственности / Национальный центр интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by. – Дата доступа: 11.11.2010.
  3. Лосев С.С. Постатейный научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2010.
  4. Лосев, С.С. Проблемы правового регулирования оборота исключительных прав в Республике Беларусь / С.С. Лосев. – Мн.: Белорусская наука, 2006. – 245 с.
  5. О новой редакции модельного закона «Об авторском праве и смежных правах»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников содружества независимых государств от 11.2005 г. № 26-13 // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
  6. О согласовании сроков защиты авторских и смежных прав: Директива Европейского союза от 29 октября 1993 г. / Московская государственная юридическая академия. – Кафедра права Европейского союза, Центр права Европейского союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/int_sobst/int3.htm. – Дата доступа: 08.01.2011.
  7. Понимание авторского права и смежных прав / Всемирная организация интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. – Женева, Швейцария, 2011. – Режим доступа: http://www.wipo.int/freepublications.
  8. Проект концепции новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск: 2010. – Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by. – Дата доступа: 30.09.2010.
  9. Стукалич В.К. Авторское право. – Витебск: Губ. тип., 1896. (108)
  10. Судариков, С.А. Комментарий к закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / С.А. Судариков. – Мн.: ООО «Амалфея», 2000. – 432 с.
  11. Судариков С.А. Основы авторского права. – Мн.: Амалфея, 2000. – 512 с.
  12. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учеб. – Москва: Проспект, 2009. – 368 с.
  13. Якимахо А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности: учеб. пособие / А.П. Якимахо, Г.И. Олехнович. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 335 с.